Воскресенье за неделю до Пасхи называется «Вербным», а сама неделя – вербной.
Посеянное в вербную неделю, по народным поверьям, будет лыковатым, как верба. Даже буряк вырастет не сладким, а горьким.
В Вербное воскресенье святят вербу. С утра на Богослужение сходятся все – и стар и млад: «грех не пойти в церковь, когда святят вербу».
Когда кончится служба, и священник окропит ветки святой водой, дети стараются поскорее найти и проглотить по несколько «котиков» – «чтобы горло не болело».
Был когда-то на Украине обычай носить свячёную вербу от церкви к церкви.
Хозяева, возвращаясь из церкви со свячёной вербой, в дом не заходили, а сразу же сажали на огороде по несколько веточек, «чтобы росла Богу на славу, а нам, людям, на пользу», а оставшуюсь несли в дом и ставили под святыми образами.
Того, кто проспал заутреню, били свячёной вербой, приговаривая:
Не я б'ю – верба б'є За тиждень Великдень, Недалечко червоне яєчко!
В Бельгии в Вербное воскресенье крестьяне втыкают ветки вербы по краям поля и при этом надеются, что их поле будет защищено от напастей. Этот же обычай существует и в Австрии, на околицах города Земмеринг. Вероятно, что посадка вербы в Вербное воскресенье у нас на Украине имела «очищающий» характер; во всяком случае, целью было защитить землю от вреда.
Парни и девушки стегали друг друга свячёной вербой по дороге из церкви домой, приговаривая:
Будь великий, як верба, А здоровий, як вода, А багатий, як земля!
В Галичине приговаривали так:
Шутка б'є – не я б'ю, Віднині за тиждень Буде в нас Великдень!
Свячёная верба пользуется большим уважением среди нашего народа. «Грех ногами топтать свячёную вербу», а потому даже самые мелкие веточки, оставшиеся после освящения, сжигали на огне, чтобы, не дай Бог, под ноги не попали.
Свячёной вербе приписывается магическая сила.
Верба имеет большое значение в народной медицине. Знахари варят свячёную вербу вместе с целебными травами и поят больных – в полной уверенности, что поможет. Отваром свячёной вербы мочат голову и этим лечат головную боль. Помогает она при лихорадке и ревматизме, с её помощью сбивают температуру. Толчёные листья вербы кладут на раны, а водку, настоянную на её листьях, пьют против кишечных заболеваний.
На фоне такого уважительного отношения к вербе странно звучит народная легенда о козьей вербе – одной из разновидностей вербы.
Якобы козья верба проклята Богом за то, что из неё были сделаны гвозди для креста, на котором распяли Христа: «за это её точат черви». Кроме того, по народным верованиям, в сухой вербе сидит черт; отсюда и поговорка: «Закохався, як чорт у суху вербу!»
Известно, что когда Спаситель ехал на осле, то люди устилали Ему дорогу пальмовыми ветвями. Отсюда и пришёл обычай святить ветки деревьев. В южных странах, где растёт пальма, святят пальмовые ветки. У нас на Украине пальма не растет, а потому пришлось нашим предкам вибирать какое-то другое дерево. И этот выбор, несмотря на легенду и поговорку, пал на вербу.
Обычай святить вербу очень старый, уже в «Изборнике» (1073) упоминаются «Праздникъ вербны». Повествует о вербе и Данило Паломник (1095...1108), посетивший Ерусалим и видевший там «древие много по брегу Иорданову превысоко, яко вербие есть и подобно». Это были пальмы, напомнившие нашему земляку родные вербы.
Верба (Salix alba L.) находит применение и в научной медицине. В книге «Лекарства под ногами», изданной в Кракове в 1943 году пишется: «Отвар, приготовленный из коры вербы, применяется при ревматических заболеваниях суставов и болях в мышцах. Пить отвар необходимо на протяжении многих недель. Используют это средство и при лихорадке, связанной с повышенной нервозностью. Главное составляющее вещество всемирноизвестного препарата по лечению нервов «Пасифлерин» – пасифлёры или кора белой вербы.
Источник: Воропай Олекса. «Обычаи нашего народа», Киев, 1981.